Распространенные ошибки в дизайне сада. часть 2: форма, цвет, композиция

Распространенные ошибки в дизайне сада. Часть 2: форма, цвет, композиция

В первой части статьи мы говорили о том, как должна быть организована связь дома и сада, о зонировании участка, о том, что такое «многоуровневость» и как ее можно создать, а также о том, почему забор нельзя сбрасывать со счетов ландшафтного дизайна. Теперь перейдем к форме, цвету и композиции.

Ошибка 5. Увлечение геометрией

Поскольку ландшафтный дизайн говорит о повторении мотивов, то многие садоводы считают так: раз участок прямоугольный (а так, как правило, и бывает), то и все линии планировки должны быть ровными: дорожки — прямыми, газон — квадратным и т. д.

Не увлекайтесь геометрией!

Однако в профессиональном дизайне для планировки участка в целом действует совсем другое правило, которое называется «метод противоположного». Возможно, вы уже знакомы с ним по статье Уроки вредности. Он заключается в создании резкого контраста, когда существующая форма и размер участка как бы «отрицаются».

Так, если участок узкий и длинный, то исправить эти недостатки поможет не прямая планировка, а угловая, диагональная, или закруглённая, дугообразная. Ну а выбор между этими вариантами уже осуществляется в соответствии со стилем и замыслом сада:

  • Если желаемый стиль требует объекта правильной формы, то пусть он будет не квадратом, а ромбом и так далее. Нужно исказить форму, сделать так, чтобы глаз двигался медленнее, следуя за линиями: вместо прямоугольной площадки отдыха сделать угловую, дорожку расположить по диагонали, и т. д.
  • Если нравится пейзажная планировка, выбирайте закруглённые линии: извилистые дорожки, площадки отдыха круглой, овальной или же текучей, неправильной, волнистой формы. Даже если решительно невозможно сделать пейзажную дорожку по каким-либо причинам, то можно сделать «обманки»: устроить по ходу дорожек площадки, интересные переходы. Хорошо, если и материал дорожки будет неоднородным. Да, если участок слишком маленький, бывает, что делать извилистую дорожку буквально негде. Но и это можно преодолеть – можно создать иллюзию извилистой дорожки, сделав отдельные части прямой дорожки из различных материалов. Естественно, комбинирование материалов не должно осуществляться в шахматном порядке. Чтобы создать впечатление искривления, нужен «фантазийный» рисунок мощения.

Всё вышесказанное относится и к цветникам, и к отдельным крупным растениям (такие растения – элемент «скульптурности» в саду), к водоёмам, к газонам. Так, например, парадный газон лучше всего сделать округлой, дугообразной, или лентообразной формы, а если вам нравится – то и «свободной», произвольно изогнутой. Располагать отдельные объекты нужно тоже не по прямой траектории. Таким образом визуально скругляются острые углы на участке и расширяются узкие проходы.

Этот приём, в отличие от метода подобного, предполагает, что и при выборе садовых аксессуаров вы тоже будете придерживаться тенденции контраста. Можно сказать, что в методе противоположного мелочей не бывает. Его можно применять по необходимости и локально: если, например, у вас на участке есть отдельные неудобные зоны (с острыми углами или суженные).

Ошибка 6. На участке нет композиции

Слово «композиция» слышали многие, так же как и то, что в саду эта самая композиция обязательно должна быть. Но эта тема настолько обширная, что студенты-дизайнеры, например, изучают её целых 5 лет. Композиция – это не симметрия, композиция – это не подбор всего примерно одной цветовой гаммы, и композиция – это не классический стиль в саду. Композиция – это наука о том, как правильно располагать объекты сада, чтобы это выглядело красиво. Композиция должна быть и в саду в целом, и в каждом отдельном его элементе.

Никакой композиции здесь нет

Надо сказать, что чувство композиции присуще многим людям инстинктивно, просто они не осознают, как именно они её применяют. Так, например, умение одеваться, сочетать предметы одежды – это тоже композиция.

Чтобы в саду была композиция, у неё должен быть центр, «главный герой», вокруг которого располагаются различные объекты и растения. Центр – это что-то очень броское, на что нельзя не обратить внимание. Этим чем-то может быть что угодно. Но, конечно, объект должен быть достаточно большого размера: конструкция, строение, группа растений и т.д.

Центр композиции называется ещё активной доминантой. Оно и понятно: ведь он должен выделяться, приковывать взгляд каким-то броским «качеством»: формой, фактурой, цветом, оригинальностью конструкции, яркой стилевой принадлежностью, уникальностью, авторской задумкой.

«Центр» — это условное название, совсем не обязательно искать его в центре участка. Он может находиться в любом месте сада, а иногда даже и за его периметром. И он, как правило, один, много центров не бывает.

А ещё композиция – это пропорциональность, то есть соответствие размеров отдельных элементов сада друг другу и соответствие размеров дома размерам всего участка. Если элементы сада не соответствуют друг другу, это «режет глаз» и выглядит так, как будто бы всё собрано с разных участков. Нужно «уравновесить» размеры. Как это можно сделать?

  • Во-первых, правильным планированием. Большому дому – «большое» окружение: беседки и площадки отдыха должны быть большими, а деревья — высокими. Соответственно, участок тоже должен быть большим. Ну а если дом маленький, то, например, беседка не должна спорить с ним по размеру.
  • Во-вторых, есть специальные приёмы. Вот, скажем, как быть, если на маленьком участке уже построен большой дом? Тогда окружение тоже нужно сделать «большим, но только визуально, «виртуально». Здесь нужно с помощью приёмов ландшафтного дизайна визуально увеличить размеры сада.

А вот здесь композиция есть

И самое главное: композиция определяет конкретные расстояния. Обычно объекты располагают где придётся, ну или руководствуются практическими соображениями. А это не всегда выглядит гармонично, даже если объекты исключительно красивы.

Всё в саду имеет свою «техническую» конкретику. Приблизительно – это непрофессионально. Так, если вы рассматриваете отдельный объект, то вам нужно знать не только как будут располагаться его отдельные части, но и на каком конкретно расстоянии друг от друга они будут (в метрах, сантиметрах).

Тот же самый вопрос возникает, когда вам нужно добавить к существующей композиции новый элемент. Куда его? Даст ответ на этот вопрос критерий золотого сечения. Золотое сечение – это особая пропорция, которую даже называют «божественной». Все произведения искусства содержат её. Золотое сечение достаточно сложно определяется, буквально вот так: «это деление отрезка на две неравные части в такой пропорции, где меньшее относится к большему так же, как большее к сумме его частей».

На практике, в саду это просто: нужно применять коэффициент пересчета, он равен 0.618. Допустим, у вас есть два объекта, расстояние между ними равно 10 м. Вам нужно между ними поместить третий объект. Вопрос — где? Совершенно в определённом месте. Умножьте расстояние между объектами на коэффициент 0. 618, получите 6.18 м. Значит, третий объект должен располагаться на расстоянии 6.18 м от какого-либо из этих двух объектов.

Ошибка 7. Неправильно использован цвет

Это встречается очень часто, так как любой сад – многоцветный, это не городская квартира. Здесь играют роль и конструкции, и, конечно же, растения. Ошибка считать, что на природе любое сочетание цветов красиво, и чем больше цвета, особенно яркого, тем лучше. Это не так. В саду всегда нужно стремиться использовать гармоничные цветовые сочетания. Эти сочетания бывают:

  • в виде нюансной гармонии, когда в оформлении сада используются разные оттенки одного цвета;
  • в виде тональной гармонии, когда используются разные, но близкие цвета;
  • в виде контрастной гармонии – когда используются совсем противоположные, резко контрастные цвета.

Любая из гармоний может быть в виде диады (сочетаются два цвета), триады (сочетаются три цвета), или кварты (сочетаются четыре цвета). Так что, видите сами, сочетание одновременно более 4 цветов или оттенков в одной композиции уже не слишком гармонично.

Помимо этого есть ещё группа нейтральных цветов. Они служат отличным дополнением к ярким и сочным цветам, уравновешивают всё слишком броское. Поэтому их хорошо использовать в любой из гармоний, при любом принципе сочетания цветов. Естественно, нейтральные цвета будут не вместо, а помимо тех основных цветов, которые участвуют в комбинации. Это такие цвета, как светло-серый, светло синевато-серый, бежевый, песочный, кремовый, очень светло-жёлтый.

С цветом явно перебор

На ландшафте наше восприятие цвета несколько иное, чем в помещении, потому что на открытом воздухе присутствует солнечный свет, или «жёлтая составляющая» (даже если пасмурно). Глаз при таком освещении без искажения воспринимает только яркие, тёплые оттенки. А вот холодные тона искажаются и «выцветают». Поэтому, если вы хотите посадить цветы на солнечном месте, лучше выбрать те, что цветут в красно-жёлто-оранжевой гамме. А в полутени посадить растения, цветущие голубыми цветками.

Также в саду освещение постоянно меняется в течение дня. Поэтому важно посмотреть, как тот или иной цвет выглядит при разном освещении. Все ненасыщенные оттенки должны использоваться в качестве фона, а насыщенные – быть акцентами.

Всё вышесказанное относится не только к растениям! И цвет садовых конструкций тоже нужно подбирать гармонично. Тут, конечно, непрофессионалу сложно. И вот что я предлагаю. Для того чтобы безошибочно подобрать цветовую гамму сада, лучше всего составить колерный коллаж. Как раз в нём и присутствуют образы, которые делают выбор цвета идеальным. В саду используется большое количество материалов и растений, и любая ошибка будет стоить в буквальном смысле дорого. Вот как я советую его сделать:

  • Нужно наклеить на большой лист бумаги несколько достаточно крупных фотографий основных уголков вашего сада, а рядом с этими фото прикладывать различные пробники красок для строений, образцы кровли, облицовок, кусочки материалов мощений (можно просто их чёткие фото), фото желаемых растений, мебели и аксессуаров именно такого цвета, как вы хотите. Естественно, учитывая основные правила сочетания цветов. Делайте всё это, пока не найдёте тот вариант цветовых сочетаний, который вас устраивает.
  • Теперь его можно зафиксировать (наклеить составляющие) и вынести этот коллаж на улицу, рассмотреть при разном освещении в разное время суток. Если вам нравится результат, тогда этот коллаж становится руководством к действию – образцом для конкретных покупок.

    Эта цветовая гама — нюансная

    Осторожнее с яркими аксессуарами! Они сделаны из искусственных материалов, поэтому яркий цвет на них усиливается и «глушит» цвета природы. Лучше выбрать более пастельные расцветки, в любом случае.

    Дачные идеи и опыт садоводов

    В первой части статьи мы говорили о том, как должна быть организована сообщение дома и сада, о зонировании участка, о том, что такое «многоуровневость» и как ее возможно создать, и о том, из-за чего забор нельзя сбрасывать со квитанций ландшафтного дизайна. Сейчас перейдем к форме, цвету и композиции.

    Неточность 5. Увлечение геометрией

    Потому, что ландшафтный дизайн говорит о повторении мотивов, то многие садоводы вычисляют так: раз участок прямоугольный (а так, в большинстве случаев, и не редкость), то и все линии планировки должны быть ровными: дорожки — прямыми, газон — квадратным и т. д. Не увлекайтесь геометрией! Но в опытном дизайне для планировки участка в целом действует совсем второе правило, которое именуется «способ противоположного». Быть может, вы уже привычны с ним по статье Уроки вредности. Он содержится в создании резкого контраста, в то время, когда размер участка и существующая форма как бы «отрицаются». Так, в случае если участок узкий и долгий, то исправить эти недочёты окажет помощь не прямая планировка, а угловая, диагональная, либо закруглённая, дугообразная. Ну а выбор между этими вариантами уже осуществляется в соответствии со замыслом и стилем сада:

    • В случае если желаемый стиль требует объекта верной формы, то пускай он будет не квадратом, а ромбом и без того потом. Необходимо исказить форму, сделать так, дабы глаз двигался медленнее, следуя за линиями: вместо прямоугольной площадки отдыха сделать угловую, дорожку расположить по диагонали, и т. д.
    • В случае если нравится пейзажная планировка, выбирайте закруглённые линии: извилистые дорожки, площадки отдыха круглой, круглой либо же текучей, неправильной, волнистой формы. Кроме того в случае если решительно нереально сделать пейзажную дорожку по каким-либо обстоятельствам, то возможно сделать «обманки»: устроить по ходу дорожек площадки, занимательные переходы. Прекрасно, в случае если и материал дорожки будет неоднородным. Да, в случае если участок через чур мелкий, не редкость, что делать извилистую дорожку практически негде. Но и это возможно преодолеть – возможно создать иллюзию извилистой дорожки, сделав отдельные части прямой дорожки из разных материалов. Конечно, комбинирование материалов не должно осуществляться в шахматном порядке. Дабы создать чувство искривления, нужен «фантазийный» рисунок мощения.
    Читать еще:  Как цветет мелисса: как выглядит на фото, когда это происходит, а также как применяются части растения в медицине, кулинарии и косметологии?

    Всё вышесказанное относится и к цветникам, и к отдельным большим растениям (такие растения – элемент «скульптурности» в саду), к водоёмам, к газонам. Так, к примеру, нарядный газон оптимальнее сделать округлой, дугообразной, либо лентообразной формы, а вдруг вам нравится – то и «свободной», произвольно изогнутой. Располагать отдельные объекты необходимо также не по прямой траектории. Так визуально скругляются острые углы на участке и увеличиваются узкие проходы. Пейзажность — лучше Данный приём, в отличие от способа аналогичного, предполагает, что и при выборе садовых аксессуаров вы также станете придерживаться тенденции контраста. Возможно заявить, что в способе противоположного мелочей не бывает. Его возможно использовать по необходимости и локально: в случае если, к примеру, у вас на участке имеется отдельные неудобные территории (с острыми углами либо деланные выводы).

    Неточность 6. На участке нет композиции

    Слово «композиция» слышали многие, так же как да и то, что в саду эта самая композиция в обязательном порядке должна быть. Но эта тема такая обширная, что студенты-дизайнеры, к примеру, изучают её целых 5 лет. Композиция – это не симметрия, композиция – это не подбор всего приблизительно одной цветовой гаммы, и композиция – это не классический стиль в саду. Композиция – это наука о том, как верно располагать объекты сада, дабы это смотрелось красиво. Композиция должна быть и в саду в целом, и в каждом отдельном его элементе. Никакой композиции тут нет Нужно заявить, что чувство композиции свойственно многим людям инстинктивно, легко они не поймут, как как раз они её используют. Так, к примеру, умение наряжаться, сочетать предметы одежды – это также композиция. Дабы в саду была композиция, у неё должен быть центр, «главный герой», около которого находятся растения и различные объекты. Центр – это что-то весьма примечательное, на что нельзя не обратить внимание. Этим чем-то возможно что угодно. Но, само собой разумеется, объект должен быть большого размера: конструкция, строение, несколько растений и т.д. Центр композиции именуется ещё активной доминантой. Оно и ясно: так как он обязан выделяться, приковывать взор каким-то примечательным «качеством»: формой, фактурой, цветом, оригинальностью конструкции, яркой стилевой принадлежностью, уникальностью, авторской задумкой. «Центр» — это условное наименование, совсем не обязательно искать его в центре участка. Он может пребывать в любом месте сада, а время от времени кроме того и за его периметром. И он, в большинстве случаев, один, большое количество центров не бывает. А ещё композиция – это пропорциональность, другими словами соответствие размеров отдельных элементов сада друг другу и соответствие размеров дома размерам всего участка. В случае если элементы сада не соответствуют друг другу, это «режет глаз» и выглядит так, как словно бы бы всё собрано с различных участков. Необходимо «уравновесить» размеры. Как это возможно сделать?

    • Во-первых, верным планированием. Громадному дому – «площадки» отдыха: и большое окружение беседки должны быть громадными, а деревья — высокими. Соответственно, участок также должен быть громадным. Ну а вдруг дом мелкий, то, к примеру, беседка не должна спорить с ним по размеру.
    • Во-вторых, имеется особые приёмы. Вот, скажем, как быть, в случае если на мелком участке уже выстроен громадный дом? Тогда окружение также необходимо сделать «громадным, но лишь визуально, «виртуально». Тут необходимо посредством приёмов ландшафтного дизайна визуально расширить размеры сада.

    А вот тут композиция имеется И самое основное: композиция определяет конкретные расстояния. В большинстве случаев объекты располагают где будет необходимо, ну либо руководствуются практическими мыслями. А это не всегда выглядит гармонично, даже в том случае, если объекты только прекрасны. Всё в саду имеет собственную «техническую» конкретику. Примерно – это неумело. Так, если вы разглядываете отдельный объект, то вам необходимо знать не только как будут размешаться его отдельные части, но и на каком конкретно расстоянии друг от друга они будут (в метрах, сантиметрах). Тот же самый вопрос появляется, в то время, когда вам необходимо добавить к существующей композиции новый элемент. Куда его? Даст ответ на данный вопрос критерий золотого сечения. Золотое сечение – это особенная пропорция, которую кроме того именуют «божественной». Все произведения искусства содержат её. Золотое сечение достаточно сложно определяется, практически вот так: «это деление отрезка на две неравные части в таковой пропорции, где меньшее относится к большему так же, как большее к сумме его частей». На практике, в саду это легко: необходимо использовать коэффициент пересчета, он равен 0.618. Допустим, у вас имеется два объекта, расстояние между ними равняется 10 м. Вам необходимо между ними поместить третий объект. Вопрос — где? Совсем в определённом месте. Умножьте расстояние между объектами на коэффициент 0. 618, получите 6.18 м. Значит, третий объект обязан размешаться на расстоянии 6.18 м от какого-либо из этих двух объектов.

    Неточность 7. Неправильно использован цвет

    Это видится частенько, поскольку любой сад – многоцветный, это не городская квартира. Тут играют роль и конструкции, и, конечно же, растения. Неточность вычислять, что на природе любое сочетание цветов красиво, и чем больше цвета, в особенности броского, тем лучше. Это не верно. В саду неизменно необходимо стремиться применять гармоничные цветовые сочетания. Эти сочетания бывают:

    • в виде нюансной гармонии, в то время, когда в оформлении сада употребляются различные оттенки одного цвета;
    • в виде тональной гармонии, в то время, когда употребляются различные, но родные цвета;
    • в виде контрастной гармонии – в то время, когда употребляются совсем противоположные, быстро контрастные цвета.

    Каждая из гармоний возможно в виде диады (сочетаются два цвета), триады (сочетаются три цвета), либо кварты (сочетаются четыре цвета). Так что, видите сами, сочетание в один момент более 4 цветов либо оттенков в одной композиции уже не через чур гармонично. Кроме этого имеется ещё несколько нейтральных цветов. Они являются отличным дополнением к броским и сочным цветам, уравновешивают всё через чур примечательное. Исходя из этого их прекрасно применять в любой из гармоний, при любом принципе сочетания цветов. Конечно, нейтральные цвета будут не вместо, а кроме тех главных цветов, каковые участвуют в комбинации. Это такие цвета, как светло-серый, светло синевато-серый, бежевый, песочный, кремовый, весьма светло-жёлтый. С цветом очевидно перебор На ландшафте отечественное восприятие цвета пара иное, чем в помещении, по причине того, что на открытом воздухе присутствует солнечный свет, либо «жёлтая составляющая» (кроме того в случае если пасмурно). Глаз при таком освещении без искажения принимает лишь броские, тёплые оттенки. А вот холодные тона искажаются и «выцветают». Исходя из этого, если вы желаете посадить цветы на солнечном месте, лучше выбрать те, что цветут в красно-жёлто-оранжевой гамме. А в полутени посадить растения, цветущие голубыми цветками. Кроме этого в саду освещение всегда меняется в течение дня. Исходя из этого принципиально важно взглянуть, как тот либо другой цвет выглядит при различном освещении. Все ненасыщенные оттенки должны употребляться в качестве фона, а насыщенные – быть выговорами. Всё вышесказанное относится не только к растениям! И цвет садовых конструкций также необходимо подбирать гармонично. Тут, само собой разумеется, непрофессионалу сложно. И вот что я предлагаю. Чтобы точно подобрать цветовую гамму сада, оптимальнее составить колерный коллаж. Именно в нём и присутствуют образы, каковые делают выбор цвета совершенным. В саду употребляется много растений и материалов, и каждая неточность будет стоить в буквальном смысле дорого. Вот как я рекомендую его сделать:

    1. Необходимо наклеить на громадный лист бумаги пара достаточно больших фотографий главных уголков вашего сада, а рядом с этими фото прикладывать разные пробники красок для строений, образцы кровли, облицовок, кусочки материалов мощений (возможно легко их чёткие фото), фото желаемых растений, аксессуаров и мебели как раз для того чтобы цвета, как вы желаете. Конечно, учитывая главные правила сочетания цветов. Делайте всё это, пока не отыщете тот вариант цветовых сочетаний, что вас устраивает.
    2. Сейчас его возможно зафиксировать (наклеить составляющие) и вынести данный коллаж на улицу, разглядеть при различном освещении в различное время суток. В случае если вам нравится итог, тогда данный коллаж делается управлением к действию – примером для конкретных приобретений.

    Эта цветовая шума — нюансная Осмотрительнее с броскими аксессуарами! Они сделаны из неестественных материалов, исходя из этого броский цвет на них улучшается и «глушит» цвета природы. Лучше выбрать более пастельные расцветки, в любом случае. Запись размещена в разделах: персональный опыт читателей, ландшафтный дизайн, приемы, неточности, планировка, композиция, цвет

    Секреты композиции. Неточности начинающих.№2

    Избавляемся от безвкусицы! Ошибки в дизайне интерьера.

    Распространенные ошибки в дизайне сада. Часть 2: форма, цвет, композиция

    В первой части статьи мы говорили о том, как должна быть организована связь дома и сада, о зонировании участка, о том, что такое «многоуровневость» и как ее можно создать, а также о том, почему забор нельзя сбрасывать со счетов ландшафтного дизайна. Теперь перейдем к форме, цвету и композиции.

    Ошибка 5. Увлечение геометрией

    Поскольку ландшафтный дизайн говорит о повторении мотивов, то многие садоводы считают так: раз участок прямоугольный (а так, как правило, и бывает), то и все линии планировки должны быть ровными: дорожки — прямыми, газон — квадратным и т. д.

    Не увлекайтесь геометрией!

    Однако в профессиональном дизайне для планировки участка в целом действует совсем другое правило, которое называется «метод противоположного». Возможно, вы уже знакомы с ним по статье Уроки вредности. Он заключается в создании резкого контраста, когда существующая форма и размер участка как бы «отрицаются».

    Так, если участок узкий и длинный, то исправить эти недостатки поможет не прямая планировка, а угловая, диагональная, или закруглённая, дугообразная. Ну а выбор между этими вариантами уже осуществляется в соответствии со стилем и замыслом сада:

    • Если желаемый стиль требует объекта правильной формы, то пусть он будет не квадратом, а ромбом и так далее. Нужно исказить форму, сделать так, чтобы глаз двигался медленнее, следуя за линиями: вместо прямоугольной площадки отдыха сделать угловую, дорожку расположить по диагонали, и т. д.
    • Если нравится пейзажная планировка, выбирайте закруглённые линии: извилистые дорожки, площадки отдыха круглой, овальной или же текучей, неправильной, волнистой формы. Даже если решительно невозможно сделать пейзажную дорожку по каким-либо причинам, то можно сделать «обманки»: устроить по ходу дорожек площадки, интересные переходы. Хорошо, если и материал дорожки будет неоднородным. Да, если участок слишком маленький, бывает, что делать извилистую дорожку буквально негде. Но и это можно преодолеть – можно создать иллюзию извилистой дорожки, сделав отдельные части прямой дорожки из различных материалов. Естественно, комбинирование материалов не должно осуществляться в шахматном порядке. Чтобы создать впечатление искривления, нужен «фантазийный» рисунок мощения.
    Читать еще:  Выращивание огурцов в теплице как бизнес: промышленные и любительские масштабы рентабельности

    Всё вышесказанное относится и к цветникам, и к отдельным крупным растениям (такие растения – элемент «скульптурности» в саду), к водоёмам, к газонам. Так, например, парадный газон лучше всего сделать округлой, дугообразной, или лентообразной формы, а если вам нравится – то и «свободной», произвольно изогнутой. Располагать отдельные объекты нужно тоже не по прямой траектории. Таким образом визуально скругляются острые углы на участке и расширяются узкие проходы.

    Этот приём, в отличие от метода подобного, предполагает, что и при выборе садовых аксессуаров вы тоже будете придерживаться тенденции контраста. Можно сказать, что в методе противоположного мелочей не бывает. Его можно применять по необходимости и локально: если, например, у вас на участке есть отдельные неудобные зоны (с острыми углами или суженные).

    Ошибка 6. На участке нет композиции

    Слово «композиция» слышали многие, так же как и то, что в саду эта самая композиция обязательно должна быть. Но эта тема настолько обширная, что студенты-дизайнеры, например, изучают её целых 5 лет. Композиция – это не симметрия, композиция – это не подбор всего примерно одной цветовой гаммы, и композиция – это не классический стиль в саду. Композиция – это наука о том, как правильно располагать объекты сада, чтобы это выглядело красиво. Композиция должна быть и в саду в целом, и в каждом отдельном его элементе.

    Никакой композиции здесь нет

    Надо сказать, что чувство композиции присуще многим людям инстинктивно, просто они не осознают, как именно они её применяют. Так, например, умение одеваться, сочетать предметы одежды – это тоже композиция.

    Чтобы в саду была композиция, у неё должен быть центр, «главный герой», вокруг которого располагаются различные объекты и растения. Центр – это что-то очень броское, на что нельзя не обратить внимание. Этим чем-то может быть что угодно. Но, конечно, объект должен быть достаточно большого размера: конструкция, строение, группа растений и т.д.

    Центр композиции называется ещё активной доминантой. Оно и понятно: ведь он должен выделяться, приковывать взгляд каким-то броским «качеством»: формой, фактурой, цветом, оригинальностью конструкции, яркой стилевой принадлежностью, уникальностью, авторской задумкой.

    «Центр» — это условное название, совсем не обязательно искать его в центре участка. Он может находиться в любом месте сада, а иногда даже и за его периметром. И он, как правило, один, много центров не бывает.

    А ещё композиция – это пропорциональность, то есть соответствие размеров отдельных элементов сада друг другу и соответствие размеров дома размерам всего участка. Если элементы сада не соответствуют друг другу, это «режет глаз» и выглядит так, как будто бы всё собрано с разных участков. Нужно «уравновесить» размеры. Как это можно сделать?

    • Во-первых, правильным планированием. Большому дому – «большое» окружение: беседки и площадки отдыха должны быть большими, а деревья — высокими. Соответственно, участок тоже должен быть большим. Ну а если дом маленький, то, например, беседка не должна спорить с ним по размеру.
    • Во-вторых, есть специальные приёмы. Вот, скажем, как быть, если на маленьком участке уже построен большой дом? Тогда окружение тоже нужно сделать «большим, но только визуально, «виртуально». Здесь нужно с помощью приёмов ландшафтного дизайна визуально увеличить размеры сада.

    А вот здесь композиция есть

    И самое главное: композиция определяет конкретные расстояния. Обычно объекты располагают где придётся, ну или руководствуются практическими соображениями. А это не всегда выглядит гармонично, даже если объекты исключительно красивы.

    Всё в саду имеет свою «техническую» конкретику. Приблизительно – это непрофессионально. Так, если вы рассматриваете отдельный объект, то вам нужно знать не только как будут располагаться его отдельные части, но и на каком конкретно расстоянии друг от друга они будут (в метрах, сантиметрах).

    Тот же самый вопрос возникает, когда вам нужно добавить к существующей композиции новый элемент. Куда его? Даст ответ на этот вопрос критерий золотого сечения. Золотое сечение – это особая пропорция, которую даже называют «божественной». Все произведения искусства содержат её. Золотое сечение достаточно сложно определяется, буквально вот так: «это деление отрезка на две неравные части в такой пропорции, где меньшее относится к большему так же, как большее к сумме его частей».

    На практике, в саду это просто: нужно применять коэффициент пересчета, он равен 0.618. Допустим, у вас есть два объекта, расстояние между ними равно 10 м. Вам нужно между ними поместить третий объект. Вопрос — где? Совершенно в определённом месте. Умножьте расстояние между объектами на коэффициент 0. 618, получите 6.18 м. Значит, третий объект должен располагаться на расстоянии 6.18 м от какого-либо из этих двух объектов.

    Ошибка 7. Неправильно использован цвет

    Это встречается очень часто, так как любой сад – многоцветный, это не городская квартира. Здесь играют роль и конструкции, и, конечно же, растения. Ошибка считать, что на природе любое сочетание цветов красиво, и чем больше цвета, особенно яркого, тем лучше. Это не так. В саду всегда нужно стремиться использовать гармоничные цветовые сочетания. Эти сочетания бывают:

    • в виде нюансной гармонии, когда в оформлении сада используются разные оттенки одного цвета;
    • в виде тональной гармонии, когда используются разные, но близкие цвета;
    • в виде контрастной гармонии – когда используются совсем противоположные, резко контрастные цвета.

    Любая из гармоний может быть в виде диады (сочетаются два цвета), триады (сочетаются три цвета), или кварты (сочетаются четыре цвета). Так что, видите сами, сочетание одновременно более 4 цветов или оттенков в одной композиции уже не слишком гармонично.

    Помимо этого есть ещё группа нейтральных цветов. Они служат отличным дополнением к ярким и сочным цветам, уравновешивают всё слишком броское. Поэтому их хорошо использовать в любой из гармоний, при любом принципе сочетания цветов. Естественно, нейтральные цвета будут не вместо, а помимо тех основных цветов, которые участвуют в комбинации. Это такие цвета, как светло-серый, светло синевато-серый, бежевый, песочный, кремовый, очень светло-жёлтый.

    С цветом явно перебор

    На ландшафте наше восприятие цвета несколько иное, чем в помещении, потому что на открытом воздухе присутствует солнечный свет, или «жёлтая составляющая» (даже если пасмурно). Глаз при таком освещении без искажения воспринимает только яркие, тёплые оттенки. А вот холодные тона искажаются и «выцветают». Поэтому, если вы хотите посадить цветы на солнечном месте, лучше выбрать те, что цветут в красно-жёлто-оранжевой гамме. А в полутени посадить растения, цветущие голубыми цветками.

    Также в саду освещение постоянно меняется в течение дня. Поэтому важно посмотреть, как тот или иной цвет выглядит при разном освещении. Все ненасыщенные оттенки должны использоваться в качестве фона, а насыщенные – быть акцентами.

    Всё вышесказанное относится не только к растениям! И цвет садовых конструкций тоже нужно подбирать гармонично. Тут, конечно, непрофессионалу сложно. И вот что я предлагаю. Для того чтобы безошибочно подобрать цветовую гамму сада, лучше всего составить колерный коллаж. Как раз в нём и присутствуют образы, которые делают выбор цвета идеальным. В саду используется большое количество материалов и растений, и любая ошибка будет стоить в буквальном смысле дорого. Вот как я советую его сделать:

    1. Нужно наклеить на большой лист бумаги несколько достаточно крупных фотографий основных уголков вашего сада, а рядом с этими фото прикладывать различные пробники красок для строений, образцы кровли, облицовок, кусочки материалов мощений (можно просто их чёткие фото), фото желаемых растений, мебели и аксессуаров именно такого цвета, как вы хотите. Естественно, учитывая основные правила сочетания цветов. Делайте всё это, пока не найдёте тот вариант цветовых сочетаний, который вас устраивает.
    2. Теперь его можно зафиксировать (наклеить составляющие) и вынести этот коллаж на улицу, рассмотреть при разном освещении в разное время суток. Если вам нравится результат, тогда этот коллаж становится руководством к действию – образцом для конкретных покупок.

    Эта цветовая гама — нюансная

    Осторожнее с яркими аксессуарами! Они сделаны из искусственных материалов, поэтому яркий цвет на них усиливается и «глушит» цвета природы. Лучше выбрать более пастельные расцветки, в любом случае.
    Развернуть ▼ Свернуть ▲ Предложения магазинов:

      Дизайнерский набор выкройки для клумбы (с семенами) Красота Садовая 1 Васильково-оранжевая клумба Купить за

    Распространенные ошибки в дизайне сада

    Ухоженный и тщательно спланированный сад – мечта всех увлеченных дачников. Перед планированием декоративного оформления участка стоит ознакомиться с основами ландшафтного проектирования, это позволит предотвратить ошибки.

    Неправильный выбор места и несвоевременный уход

    Это распространенные ошибки в дизайне сада, которые совершают многие дачники. Садоводы, у которых мало опыта, часто жалуются на то, что растения плохо растут. Еще одной распространенной жалобой является отсутствие завязей на культурах. Причина может быть в том, что место для посадки выбрано неправильно.

    Перед тем как высаживать их на постоянное место, нужно понять, требуется ли им тень или они предпочитают солнечные места. В сильно затененных местах многие растения не развиваются.

    Если плохо ухаживать за садом, он будет иметь неприглядный вид. Часто в желтизне газонов и засыхании растений виновны сами дачники, которые несвоевременно их поливают. Кроме увлажнения, требуются подкормки органическими удобрениями, полезно вносить минеральные вещества.

    Несколько раз в год деревья нужно обрезать. Есть растения, у которых нужно формировать кроны, тогда сад будет смотреться аккуратнее.

    Грибковые заболевания могут нанести непоправимый ущерб посадкам. Негативное влияние оказывают и насекомые, из-за них портится внешний вид растений. Чтобы предотвратить их появление, весной и осенью посадки обрабатывают препаратами.

    Чтобы участок не казался захламленным, не следует на переднем плане высаживать высокие деревья или раскидистые кустарники. При разбивке клумб, планировании сада следует соблюдать принцип ярусности.

    Сначала высаживают почвопокровники. Это низкорослые, часто стелющиеся растения. В глубину сада “отодвигают” высокие деревья. Они не должны бросать тень на грядки, поэтому лучше их высаживать возле построек.

    Несочетаемость строений и посадок

    При выборе растений следует учитывать стиль, в котором построено здание на участке. Если дом двухэтажный, будет хорошо, если вокруг него станут расти деревья, имеющие пышную крону. Это делается для того, чтобы здание не доминировало на участке.

    Рядом с низкими постройками высаживают невысокие деревья и кустарники, в высоту они не должны превышать 3 м.

    Важно правильно распределять цвета. И если фасад дома темного цвета, рядом с ним будут эффектно смотреться растения, имеющие светлые листья. Уместно высаживать пестролистные кустарники, они будут выигрышно смотреться за счет контраста. Деревья с бордовой листвой или темно-зеленой лучше смотрятся возле светлой постройки.

    Еще одной ошибкой, которую часто совершают начинающие дачники, является хаотичная посадка деревьев. Перед тем как покупать саженцы, нужно нарисовать план участка, выбрать понравившиеся растения, а потом посмотреть, можно ли их выращивать в климатической зоне, где находится дача.

    Высокие деревья высаживают так, чтобы между ними было 5 м, отступая от забора минимум на 3 м. Расстояние между кустарниками может быть меньше, достаточно 1,5 м. Столько же отступают от ограды. Если около дерева нужно посадить кустарник, следует отступить 3 м. Зная цифры, можно быстро подсчитать, сколько саженцев покупать.

    Читать еще:  Выращивание в теплице салата: как вырастить зимой? требования к технологии выращивания рукколы и айсберга в теплице

    Дачникам нужно тщательно выбирать место для клумб. Чаще всего их делают прямоугольной формы, располагая возле дома. Не стоит высаживать цветы хаотично. Должна быть привязка к постройке, тогда они смотрятся эффектно.

    Для того чтобы выбрать место для клумбы, нужно найти такую зону на даче, где она будет бросаться в глаза тем людям, которые входят на территорию.

    Проектируя цветник, следует обращать внимание на то, какой вид имеют дорожки. Например, если дом построен в классическом стиле, дорожки прямые, расположенные на участке параллельно друг другу, то и клумбы должны быть квадратными или прямоугольными. Круглые цветники делают в том случае, если тропинки проложены на даче по кругу.

    Многие дачники предпочитают оформлять участок в пейзажном стиле. В этом случае посадки словно имитируют лес, а дорожки напоминают тропинки. Тогда клумбу можно сделать волнистой формы. Эффектно выглядят другие варианты, имеющие округлые очертания.

    Распространенные ошибки в дизайне сада: форма, цвет, композиция

    В первой части статьи мы говорили о том, как должна быть организована связь дома и сада, о зонировании участка, о том, что такое многоуровневость и как ее можно создать, а также о том, почему забор нельзя сбрасывать со счетов ландшафтного дизайна. Теперь перейдем к форме, цвету и композиции.

    Ошибка 5. Увлечение геометрией

    Поскольку ландшафтный дизайн говорит о повторении мотивов, то многие садоводы считают так: раз участок прямоугольный (как правило, так и бывает), то все линии планировки должны быть ровными: дорожки — прямыми, газон — квадратным и так далее.


    Не увлекайтесь геометрией!

    Однако в профессиональном дизайне для планировки участка в целом действует совсем другое правило, которое называется метод противоположного. Возможно, вы уже знакомы с ним по статье Уроки вредности. Метод заключается в создании резкого контраста, когда существующая форма и размер участка как бы отрицаются.

    Так, если участок узкий и длинный, исправить эти недостатки поможет не прямая планировка, а угловая, диагональная или закруглённая, дугообразная. Ну а выбор между этими вариантами уже осуществляется в соответствии со стилем сада:

    • если желаемый замысел требует объекта правильной формы, то пусть он будет не квадратом, а ромбом и так далее. Нужно исказить форму, сделать так, чтобы глаз двигался медленнее, следуя за линиями: вместо прямоугольной площадки отдыха сделать угловую, дорожку расположить по диагонали и так далее;
    • если нравится пейзажная планировка, выбирайте закруглённые линии: извилистые дорожки, площадки отдыха круглой, овальной или же неправильной волнистой формы. Даже если по каким-либо причинам сделать пейзажную дорожку решительно невозможно, на помощь придут обманки: просто устройте по ходу дорожек площадки, интересные переходы. Хорошо, если и материал мощения будет неоднородным. Да, если участок слишком маленький, бывает, что делать извилистую дорожку буквально негде. Но и это можно преодолеть: создайте иллюзию извилистой дорожки, сделав отдельные части прямой из различных материалов. Естественно, комбинирование материалов не должно осуществляться в шахматном порядке. Чтобы создать впечатление искривления, нужен фантазийный рисунок мощения.


    Хорошо, если материал дорожек будет неоднородным. Фото с сайта gkdomisad.ru

    Всё вышесказанное относится и к цветникам, и к отдельным крупным растениям (такие растения – элемент скульптурности в саду), к водоёмам, газонам. Например, парадный газон лучше всего сделать округлой, дугообразной или лентообразной формы, а если вам нравится – то и свободной, произвольно изогнутой. Располагать отдельные объекты нужно тоже не по прямой траектории. Таким образом на участке визуально скругляются острые углы и расширяются узкие проходы.


    Пейзажность – лучше

    Этот приём, в отличие от метода подобного, предполагает, что и при выборе садовых аксессуаров вы тоже будете придерживаться тенденции контраста. Следует заметить, что в способе противоположного мелочей не бывает. По необходимости его можно применять и локально: если, например, у вас на участке есть отдельные неудобные зоны (с острыми углами или суженные).

    Ошибка 6. На участке нет композиции

    Слово композиция слышали многие, так же как и то, что в саду эта самая композиция обязательно должна быть. Но эта тема настолько обширна, что студенты-дизайнеры, например, изучают её целых 5 лет. Композиция – это не симметрия, не подбор всего примерно одной цветовой гаммы, не обязательно классический стиль в саду. Композиция – это наука о том, как правильно располагать объекты, чтобы это выглядело красиво. Она должна быть и в саду в целом, и в каждом отдельном его элементе.


    Никакой композиции здесь нет

    Надо сказать, что чувство композиции присуще многим людям инстинктивно, просто они не осознают, как именно они его используют. Например, умение стильно одеваться, сочетать предметы одежды – это тоже композиция.

    Чтобы в саду была композиция, у неё должен быть центр, главный герой, вокруг которого располагаются различные объекты и растения. Центр – это что-то очень броское, на что нельзя не обратить внимание. Этим чем-то может быть что угодно. Но, конечно, объект должен быть достаточно большого размера: конструкция, строение, группа растений и так далее.


    Очень важно правильно выбрать центр композиции. Фото с сайта tadgikov.net

    Центр композиции называется ещё активной доминантой. Оно и понятно: ведь он должен выделяться, приковывать взгляд каким-то броским качеством: формой, фактурой, цветом, оригинальностью конструкции, яркой стилевой принадлежностью, уникальностью, авторской задумкой.

    Центр – условное название, совсем не обязательно искать его в середине участка. Он может находиться в любом месте сада, а иногда даже и за его периметром. И он, как правило, один, много центров не бывает.

    А ещё композиция – это пропорциональность,то есть соответствие размеров отдельных элементов сада друг другу и размеров дома величине всего участка. Если элементы сада не соответствуют друг другу, это режет глаз и выглядит так, как будто всё собрано с разных участков. Нужно уравновесить размеры. Как это можно сделать:

    • во-первых, правильным планированием. Большому дому – значительное окружение: беседки и площадки отдыха должны быть просторными, а деревья – высокими. Соответственно, участок тоже должен быть обширным. Ну а если дом маленький, то, например, беседка не должна спорить с ним по размеру;
    • во-вторых, есть специальные приёмы: если на маленьком участке уже построен большой дом, то окружение тоже нужно сделать большим, с помощью приёмов ландшафтного дизайна визуально увеличить размеры сада.


    А вот здесь композиция есть

    И самое главное: композиция определяет конкретные расстояния. Обычно объекты располагают где придётся или руководствуются практическими соображениями. А это не всегда выглядит гармонично, даже если объекты исключительно красивы.

    Всё в саду имеет свою техническую конкретику. Приблизительно – это непрофессионально. Так, если вы рассматриваете отдельный объект, то вам нужно знать не только как, но и на каком конкретно расстоянии друг от друга (в метрах, сантиметрах) будут располагаться его отдельные части.

    Тот же самый вопрос возникает, когда вам нужно добавить к существующей композиции новый элемент. Куда его? Ответ на этот вопрос даст критерий золотого сечения. Золотое сечение – это особая пропорция, которую даже называют божественной. Все произведения искусства содержат её. Золотое сечение достаточно сложно определяется, буквально вот так: «это деление отрезка на 2 неравные части в такой пропорции, где меньшее относится к большему так же, как большее к сумме его частей».

    На практике это просто: в саду нужно применять коэффициент пересчета, он равен 0,618. Допустим, у вас есть 2 объекта, расстояние между которыми равно 10 м. Вам нужно между ними поместить третий объект. Вопрос – где? В совершенно определённом месте. Умножьте расстояние между объектами на коэффициент 0,618, получите 6,18 м. Значит, третий объект должен располагаться на расстоянии 6,18 м от любого из двух существующих.

    Ошибка 7. Неправильно использован цвет

    Встречается очень часто, так как любой сад – многоцветный, это ведь не городская квартира. Здесь играют роль и конструкции, и, конечно же, растения. Ошибкой будет считать, что в природе любое сочетание цветов красиво, и чем больше оттенков, особенно ярких, тем лучше. Это не так. В саду всегда нужно стремиться использовать гармоничные цветовые сочетания, которые бывают:

    • в виде нюансной гармонии, когда в оформлении сада используются разные оттенки одного цвета;
    • в виде тональной гармонии, когда используются различные, но близкие цвета;
    • в виде контрастной гармонии – когда используются противоположные, резко контрастные цвета.


    В саду всегда нужно стремиться использовать гармоничные цветовые сочетания. Фото с сайта img.superdom.ua

    Любая из гармоний может быть в виде диады (сочетаются два цвета), триады (сочетаются три цвета), или кварты (сочетаются четыре цвета). Сочетание одновременно более 4 цветов или оттенков в одной композиции будет уже не слишком гармонично.

    Не стоит забывать и о группе нейтральных цветов:

    • светло-серый;
    • светло-синевато-серый;
    • бежевый;
    • песочный;
    • кремовый;
    • очень светло-жёлтый.


    Они станут отличным дополнением к ярким и сочным цветам, уравновесят всё слишком броское. Поэтому их хорошо использовать в любой из гармоний, при любом принципе сочетания цветов. Естественно, нейтральные будут не вместо, а помимо тех основных цветов, которые участвуют в комбинации.


    С цветом явно перебор

    На ландшафте наше восприятие цвета несколько иное, чем в помещении, потому что на открытом воздухе присутствует солнечный свет или жёлтая составляющая (даже если пасмурно). Глаз при таком освещении без искажения воспринимает только яркие, тёплые оттенки. А вот холодные тона искажаются и выцветают. Поэтому если вы хотите высадить цветы на солнечном месте, лучше выбрать те, что цветут в красно-жёлто-оранжевой гамме. А в полутени расположить растения, цветущие голубым.

    Освещение в саду в течение дня постоянно меняется. Поэтому важно посмотреть, как тот или иной цвет выглядит при разном освещении. Все ненасыщенные оттенки должны использоваться в качестве фона, а насыщенные – быть акцентами.

    В нашем маркете, объединяющем крупные интернет-магазины, вы можете выбрать разнообразные декоративные растения для своего сада. Загляните в разделы Однолетние для дачи, Многолетние для дачи и Декоративные кустарники для дачи.

    Всё вышесказанное относится не только к растениям! И цвет садовых конструкций тоже нужно подбирать гармонично. Тут, конечно, непрофессионалу будет сложно. И вот что я предлагаю. Для того, чтобы безошибочно подобрать цветовую гамму сада, лучше всего составить колерный коллаж. Как раз в нём и присутствуют образы, которые делают выбор цвета идеальным. В саду используется большое количество материалов и растений, и любая ошибка будет стоить в буквальном смысле дорого. Вот как я советую его сделать:

    1. На большой лист бумаги нужно наклеить несколько достаточно крупных фотографий основных уголков вашего сада, а рядом с этими фото прикладывать различные пробники красок для строений, образцы кровли, облицовок, кусочки материалов мощений (можно просто их чёткие фото), фото желаемых растений, мебели и аксессуаров именно такого цвета, как вы хотите. Естественно, учитывая основные правила сочетания цветов. Делайте всё это, пока не найдёте тот вариант цветовых сочетаний, который вас устраивает.
    2. Теперь его можно зафиксировать (наклеить составляющие) и вынести этот коллаж на улицу, рассмотреть при разном освещении в различное время суток. Если вам нравится результат, тогда этот коллаж становится руководством к действию – образцом для конкретных покупок.


    Эта цветовая гаманюансная

    Осторожнее с яркими аксессуарами! Они сделаны из искусственных материалов, поэтому яркий цвет на них усиливается и глушит цвета природы. В любом случае лучше отдать предпочтение пастельным тонам.

  • Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector